Пояснительная записка Учебный план на 2020 – 2021 учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038); - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Учебный план ориентирован на концепцию дошкольного воспитания, учитывает основные положения: - Инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Инструктированного письма Минобразования России от 02.06.1998 №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»; - Устава ДОУ; - Лицензией на осуществление образовательной деятельности. Основные цели учебного плана: - регламентировать организацию образовательного процесса; - установить формы и виды организации образовательного процесса; - определить количество недельной образовательной нагрузки по каждой возрастной группе. Учебный план МБДОУ Детский сад «Туяна» на 2020 – 2021 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. В МБДОУ Детский сад «Туяна» функционирует 1 группа, из них: - смешанная разновозрастная группа (1,5-7 лет); Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 9-ти часовое пребывание воспитанников с 08.00 до 17.00. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей отражено в расписании непрерывной образовательной деятельности. Учебно-методическая документация Учебный план представлен двумя частями: обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Учебно-методическая документация, лежащая в основе учебного плана, представлена в обязательной части для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Представлена с учетом целей и задач содержания образовательных областей, направленных на реализацию смысловых тематических блоков. Структура учебного плана В 2020-2021 учебном году в МБДОУ Детский сад «Туяна» функционирует 1 группа, из них: - смешанная разновозрастная группа (1,5-7 лет). Объем образовательной нагрузки, утвержденный в учебном плане, позволяет использовать модульный подход, строить образовательный процесс на принципах вариативности и гибкости. В учебном плане определены направления развития детей дошкольного возраста по возрастным группам, с расчетом количества основных видов непрерывной образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников с указанием времени, отведенного для организационной деятельности в течение недели, месяца и учебного года. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в группе детей раннего возраста составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 20%. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в группах для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. В План включены пять образовательных областей, обеспечивающих социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Социально-коммуникативное развитие как сквозной механизм развития ребенка осуществляется во всех направлениях развития и образования детей в группах раннего и дошкольного возраста В Плане соблюдена минимальная образовательная нагрузка на изучение каждой образовательной области, которая определена в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка с учетом вариативной части. Часы непрерывной непосредственно образовательной деятельности в групповой и индивидуальной форме входят в объем максимально допустимой нагрузки. Объѐм учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26): Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. • Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 7 лет не более 25-30 минут. • Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе и средней подгруппе не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей подгруппе - 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодам и непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. • Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. • Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Таким образом, учебный план соответствует требованиям действующих на текущий момент нормативно-правовых документов, утвержденных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности Детского сада предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлениям работы Детского сада. В летний период занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, сохраняется деятельность по реализации художественно-эстетического и физического направления развития детей. План непрерывной образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) Ранний возраст (1,5-3 года) Образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие) Виды игр-занятий Ребенок и окружающий мир. Развитие речи/Художественная литература Физическое развитие Физическое развитие ХудожественноЛепка/Конструирование эстетическое развитие Рисование Музыкальное воспитание Максимальный объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной деятельности детей Количество образовательных ситуаций в неделю по СанПин 1 (8-10 мин) (8-10 мин (8-10 мин) 1 в 2 недели (8-10 мин) (8-10 мин) (8-10 мин 10 образовательных ситуаций 80-100 мин Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Дошкольный возраст образовательная область Вид деятельности Физическое развитие Физическая культура Речевое развитие Количество образовательных ситуаций в неделю, время по СанПин младшая группа (3-4 средняя подгруппа года) (4-5 лет) (15 мин (20-30 мин) 1 из которых на открытом воздухе (15 мин) 2 (20 мин) Развитие речи, основы грамотности Познавательное развитие Основы науки и естествознание Математическое развитие Художественноэстетическое Рисование развитие Лепка Аппликация, ручной труд Музыка Объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной деятельности детей (15 мин) 20 мин) (15 мин) (20-25 мин) 15 мин 1 образовательная ситуация 2 недели 15 мин 20 мин 1 образовательная ситуация 2 недели 20 мин 1 образовательная ситуация 2 недели 20 мин 20-25 мин 12 образовательных ситуаций 200-275 минут 1 образовательная ситуация 2 недели 15 мин 15 мин 10 образовательных ситуаций 150 минут Сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах Формы образовательной деятельности в Количество форм образовательной режимных моментах деятельности и культурных практик в неделю Общение Ситуации общения воспитателя с Ежедневно Ежедневно Ежедневно детьми и Накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их Ежедневно Ежедневно Ежедневно интересам Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с детьми Ежедневно Ежедневно Ежедневно (сюжетноролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры) Совместная игра воспитателя и детей 3 раза в неделю 3 раза в 3 раза в неделю неделю 1 раз в 2 недели Детская студия (театрализованные игры) Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры Ежедневно Ежедневно Ежедневно Познавательная и исследовательская деятельность Реализация образовательных практик 1 раз в неделю Опыты, эксперименты, наблюдения 1 раз в неделю Наблюдения за природой (на прогулке) Ежедневно Ежедневно Ежедневно Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Творческая мастерская (рисование, 1 раз в неделю лепка, художественный труд по интересам детей) Чтение литературных произведений Ежедневно Ежедневно Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Ежедневно Ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и Ежедневно Ежедневно подгруппами Трудовые поручения (общий и 1 раз в неделю совместный труд) Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Физическое воспитание детей направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляется с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и времени года. В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет предусмотрено в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольной образовательной организации. Для реализации двигательной активности детей используются оборудование спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка, спортивный инвентарь. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). № Мероприятие 1,5-3 года 3-4 года 4-7 лет Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада 1 утренняя гимнастика Ежедневно Ежедневно Ежедневно 4-5 5-6 6-10 2 динамические пазы, ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут) физкультминутки 3 игры и физические Ежедневно Ежедневно Ежедневно упражнения на 5 6 10 прогулке 4 профилактические Ежедневно Ежедневно Ежедневно гимнастики: 3 5 6 артикуляционная, пальчиковая, зрительная 5 закаливающие Ежедневно после дневного сна процедуры 6 дыхательная Ежедневно после дневного сна гимнастика 7 имнастика после Ежедневно после дневного сна дневного сна 8 Физкультурные занятия непосредственно 2 раза в неделю 10 3 раза в неделю 15 образовательная деятельность по физическому развитию в зале 9 непосредственно 1 раз в неделю 25 образовательная деятельность по физическому развитию на воздухе Спортивный досуг 10 самостоятельная ежедневно под руководством воспитателя двигательная (продолжительность определяется в соответствии с деятельность индивидуальными особенностями ребенка) 11 физкультурные досуги 1раз в квартал 1 раз в месяц и развлечени 12 спортивный праздник 2 раза в год Всего 2-3 часа 4ч 20мин 6-7ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основой тематического и календарного планирования образовательной работы в соответствии с Программой является комплекснотематический подход. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. Лексическая тема отражает преемственность в организации жизнедеятельности во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех педагогов, которые работают в рамках общей лексической темы. В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. Для развития детской инициативы и творчества воспитатель планирует и организует итоговые мероприятия по комплексу тем: - тематические вечера досуга, театрализованная деятельность, представление проектов; - тематические дни, в такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями. ТРАДИЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ, ПРАЗДНИКИ, МЕРОПРИЯТИЯ Согласно календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры, представленных Минобрнауки России и традициями ДОУ, в образовательный процесс включены доступные пониманию детей сезонные праздники, общественнополитические праздники и национальные праздники Развлечения и досуги проводятся во время, отведѐнное на непосредственно образовательную деятельность. Планируются на время образовательных ситуаций соответствующего направления. Продолжительность смешенной группы : Группа от 1,5 до 3 лет (раннего возраста) – до 15 минут группа от 3 до 4 лет (младшая) - до 20 мин. Группа от 4 до 7 лет (средняя, старшая) - до 25-35 мин. Праздники проводятся за счѐт времени, отведѐнного на непосредственно образовательную деятельность. Дети группы раннего возраста индивидуальными возможностями. участвуют в Продолжительность: группа от 1,5 до 3 лет (раннего возраста) – до 15 минут группа от 3 до 4 лет (младшая) - до 30 мин. группа от 4 до 7 лет (средняя) - до 40-45 мин. праздниках в соответствии с