диагностика педагогического процесса ДОУ

Диагностика педагогического процесса
во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)
дошкольной образовательной организации
на 20 ____ /_ учебный год

подгруппа

Воспитатели:
1.
2.

младшая

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательною процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной
программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений
ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации
педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество
образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для
достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной
программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми
навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры
оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в
образовательной организации, - в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных
цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает
2 этапа.
Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются "баллы в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее
значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до
десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной
программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в
группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому мсдико-психологоиедагогичсскому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов
освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет
своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно
осуществлять психолого-методичсскую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития
можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития
больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать
показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее
2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также
необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной
образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный
характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях
психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов
мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного
процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно
оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в
младшей подгруппе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание rex проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в
период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок
длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра
между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители,
педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы,
но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и
направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован
несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация
может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных
областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в
соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария
педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это
объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной
организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и
сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения
ребенка.

2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных
произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?
Почему?»
3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.

Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
2. Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.

Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера,
муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной
формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат,
треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая. групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко », дети
бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под зонт

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //
Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01
января 2014 года).
2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
4. Ноткипа Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и
дошкольного возраста. —СПб., 2003.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.-—М.. 2001.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатели
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Группа
Старается соблюдать
правила поведения в общественных местах, в
общении со взрослыми и
сверстниками, в природе

Понимает социальную
оценку поступков
сверстников или героев
литературных произведений

Имитирует мимику,
движения, интонацию
героев литературных
произведений

Принимает на себя роль,
объединяет несколько
игровых действий в единую сюжетную линию

Способен придерживаться игровых правил в
дидактических играх

Разыгрывает самостоятельно и по просьбе
взрослого отрывки из
знакомых сказок

Итоговый показатель по
каждому ребенку
(среднее значение)

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

май

май

Образовательная область «Познавательное развитие»
Группа

Воспитатели
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Итоговый показатель по
группе (среднее

Знает свои ими и
фамилию, имена
роди гелей

Рассматривает
иллюстрированные
издания детских
книг, проявляет
интерес к ним

Ориентируется в
помещениях детского сада, называет свой город

Знает и называет
некоторые растения и животных,
их детенышей,
игрушки

Правильно
определяет
количественное
соотношение
двух групп
предметов,
понимает
конкретный
смысл слов
«больше,
«меньше»,
«столько же»

Различает круг,
квадрат, треугольник, предметы, имеющие
углы и круглую
форму

Умеет группировать предметы
но цвету,
размеру, форме

Понимает смысл
обозначения:
вверху-внизу,
впереди-сзади,
слева-справа, на,
над- под,
верхняя-нижняя.
Различает деньночь, зима-лето

Итоговый пок
затель по кажд
му ребенку
(среднее
значение)

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

май

май

май

ма

значение)

Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели

№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

Группа
Рассматривает сюжетные
картинки, способен кратко
рассказать об увиденном
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

май

Отвечает на вопросы
взрослого, касающиеся
ближайшего окружения
сентябрь

май

Использует все части речи,
простые нераспространённые
предложения и предложения с
однородными членами
сентябрь
май

Четко произносит все гласные
звуки, определяет заданный
гласный звук из двух
сентябрь

май

Итоговый показатель по
каждому ребенку (среднее
значение)
сентябрь

май

Воспитатели
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Ф.И.О.
ребенка

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Группа
Знает, называем и правильно использует детали
строительного
материала.
Изменяет
постройки, надстраивая
или заменяя одни
детали другими
сентябрь
май

Изображает/создает
отдельные
предметы,
простые но композиции
и
по
содержанию
сюжеты,
используя
разные материалы
сентябрь

май

Создает
изображения
предметов из готовых
фигур. Украшает заготовки из бумаги разной
формы

сентябрь

май

Слушает музыкальное
произведение до конца.
Узнает знакомые песни.
Поет, не отставая и не
опережая других

сентябрь

май

Умеет выполнять танцевальные
движения:
кружиться в парах, притопывать попеременно
ногами, двигаться под
музыку с предметами
сентябрь

май

Различает и называет
музыкальные
инструменты:
металлофон,
барабан. Замечает изменения в звучании
(тихо — громко)
сентябрь

май

Итоговый показатель по
каждому ребенку
(среднее значение)

сентябрь

май

Итоговый показатель по
группе (среднее
значение)

Образовательная область «Физическое развитие»
Группа

Воспитатели

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.

Ф.И.О.
ребенка

Владеет
простейшими
навыками поведения
во время еды,
умывания

Приучен к
опрятности, замечает
и устраняет
непорядок в одежде

Умеет ходить и
бегать, сохраняя
равновесие, в разных
направлениях по
указанию взрослого

Может ползать на
четвереньках, лазать
по лесенке-стремянке,
гимнастической
стенке произвольным
способом

Энергично
отталкивается в
прыжках на двух
ногах, прыгает в
длину с места

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

Катает мяч в заданном
направлении с расстояния,
бросает мяч двумя руками
от груди, из-за головы;
ударяет мячом об пол,
бросает вверх и ловит;
метает предметы правой и
левой руками

сентябрь

май

Итоговый
показатель по
каждому ребенку
(среднее значение)

сентябрь

май

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Выводы:

Выводы:

Диагностика педагогического процесса
в средней группе (с 4 до 5 лет)
дошкольной образовательной организации
на 20
/учебный год

подгруппа
Воспитатели:
1.
2.

средняя _

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой
детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем
использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем
ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5
образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольною образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художествснно- эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество
образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым
ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным
областям:
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если
другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для
проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем
считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального
учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по
столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых
тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а
также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и
выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения
по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно
считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации
педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка
возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.
(Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного
возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в средней подгруппе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций
наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное™ у ребенка того или иною параметра оценки. Следует
отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем
чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются
расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные
руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои
диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь
определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного
учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это
объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными
направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально
откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Два жадных медвежонка».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
3. Имеет представления о мужских и женских профессиях.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?»
2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов,
кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, использует всс части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода?
Почему?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).
Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о иол.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови
мяч и отбивай»».
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013
года (вступил в силу 01 января 2014 года).
2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
4. Ноткина //. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 200

Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Знает свои имя и
фамилию, адрес
проживании,
имена родителей

Рассматривает
иллюстрирова
нные издания
детских книг,
проявляет
интерес к ним

Знает о значении
солнца, воздуха,
воды для человека

Ориентируется в
пространстве (на
себе, на другом
человеке, от
предмета, на
плоскости)

Называет диких
и домашних
животных,
одежду, обувь,
мебель, посуду,
деревья

Сравнивает
количество
предметов в
группах на
основе счета до
5, приложением,
наложением

Различает
квадрат,
треугольни
прямоугол

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

май

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Итоговый показатель
по группе (среднее
значение)

Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по
опорной схеме. Может повторить
образцы описания игрушки

сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

май

Имеет предпочтение в литературных произведениях
Проявляет эмоциональную заинтересованность в
драматизации знакомых сказок. Может пересказать
сюжет литературного произведения, заучить
стихотворение наизусть

сентябрь

май

Определяет первый звук в
ве. Умеет образовывать но
слова по аналогии со знако
ми словами

сентябрь

май

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

Знает о значении для
здоровья утренней гимнастики,
закаливания,
соблюдения режима дня

сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

май

Соблюдает элементарные
правила личной гигиены,
опрятности

сентябрь

май

Умеет самостоятельно
одеваться и раздеваться,
убирает одежду и обувь в
шкафчик

сентябрь

май

Ловит мяч с расстояния
Метает
мяч
разными
способами правой и лево
руками, отбивает о пол

сентябрь

май

25.
26.
27.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

Старается соблюдать
правила поведения в
общественных
местах, н общении со
взрослыми и сверстниками, к природе

Понимает
социальную оценку
поступков
сверстников или
героев иллюстраций,
литературных
произведений, эмоционально
откликается

Понимает значение
слов обозначающих
эмоциональное
состояние, этические
качества,
эстетические
характеристики

Имеет представления
о мужских и женских
профессиях.

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатели
Группа

Проявляет интерес к
кукольному театру,
выбирает
предпочитаемых
героев, может
поддерживать
ролевые диалоги

сентябрь

май

Го

убир
ок

сент

№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Выводы:

Способен
преобразовывать
постройки в
соответствии с
заданием взрослого,
проявляет интерес к
конструктивной
деятельности, в том
числе к поделкам из
бумаги

Правильно держит
ножницы и умеет
резать ими по прямой,
по диагонали (квадрат
и прямоугольник);
вырезать круг из
квадрата, овал – из
прямоугольника,
плавно срезать и
закруглять углы

Изображает предметы
путем отчетливых
форм, подбора цвета,
аккуратного
закрашивания,
приклеивания,
использования разных
материалов.
Объединяет предметы
в сюжеты

Знаком с элементами
некоторых видов
народного
прикладного
творчества, может
использовать их в
своей творческой
деятельности

Имеет предпочтение в
выборе муз. произведения
для слушания и пения.
Выполняет движения,
отвечающие характеру
музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с
двухчастной формой
музыкального
произведения

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

Выводы:

Диагностика педагогического процесса
в старшей группе (с 5 до 6 лет)
дошкольной образовательной организации
на 20

подгруппа
Воспитатели:
1.
2.

/_

учебный год

старшая

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от
приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается
путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым
подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии
ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5
образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября
2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить
качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для
достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной
программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми
навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры
оценки,
5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если
другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше
использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с
таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее
значение = все баллы сложить (построке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной
программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в
группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психологопедагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов
освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет
своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно
осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития
можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития
больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные
трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут
свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной
области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как
получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических
процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного
возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного
процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно
оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в
старшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто
в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда
ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке
определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и
физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в
обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в
соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной
деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован
несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная
ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в
соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария
педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это
объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной
организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и
сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения
ребенка.
Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: случившаяся ссора детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился?
Почему он плачет?»
3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдение (многократно).
Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате,
материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования. различные настольно-печатные игры.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».

Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице?
Как зовут папу/маму? Кем они работают?»
2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар,
цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части
речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что
он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Вырежи так, как нарисовано».
Образовательная область « Физическое развитие»
1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и
ловит мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойкуцель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай».
Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного
возраста. — СПб, 2003.
5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатели
№
п/п

Группа

Ф.И.О.
ребенка

Старается соблюдать
правила поведения в
общественных
местах, в общении
со взрослыми и
сверстниками, в
природе
сентябрь

май

Может дать
нравственную
оценку своим и
чужим поступкам/
действиям

Понимает и употребляет в своей речи
слова, обозначающие
эмоциональное состояние» этические качества, эстетические
характеристики

Понимает скрытые
мотивы поступков
героев литературных
произведений,
эмоционально откликается

Выполняет обязанности дежурного
по столовой,
уголку природы

И
в
т

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

се

май

май

май

май

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Итоговый показатель
по группе (среднее
значение)

Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/
п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Ф.И.О.
ребенка

Знает свои имя и
фамилию, адрес
проживания,
имена и фамилии
родителей, их профессии

Знает столицу России. Может назвать
некоторые достопримечательности
родного города/поселения

Знает о значении
солнца, воздуха,
воды для человека

Ориентируется в
Называет виды
пространстве (на
транспорта,
себе, на другом инструменты, бытовую
человеке, от
технику. Определяет
предмета, на
материал (бумага,
плоскости)
дерево, металл, пластмасса)

Правильно пользуется порядковыми
количественными
числительными до
10. уравнивает 2
группы предметов
(+1 и-1)

сент

сент

сент

сент

сент

май

май

май

май

сент

май

май

Р

уг
у
С
ем

сен

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Итоговый показатель
по группе (среднее
значение)

Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Имеет предпочтение в литературных
произведениях, называет некоторых
писателей. Может выразительно,
связно и последовательно рассказать
небольшую сказку, может выучить
небольшое стихотворение
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

май

Драматизирует небольшие сказки,
читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин,
относительно точно пересказывает
литературные произведения
сентябрь

май

Определяет место звука в с
Сравнивает слова по длительн
Находит слова с заданным звуком

сентябрь

май

23.
24.
25.
26.
27.
Итоговый показатель по группе
(среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Способен конструировать по собственному
замыслу. Способен
использовать простые
схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать
лабиринтные задачи

Правильно держит
ножницы, использует
разнообразные приемы
вырезания

Создаёт
индивидуальные и
коллективные рисунки,
сюжетные и
декоративные
композиции, используя
разные материалы и
способы создания, в т.ч.
по мотивам народноприкладного творчества

Различает жанры муз.
произведений, имеет
предпочтения
в
слушании
муз.
произведений.

Может
ритмичн
двигаться но характер
музыки,
само
стоятельно
инсце
нирует
содержани
песен,
хороводов
испытывает
эмоциональное
удовольствие

сент

сент

сент

сент

сент

май

май

май

май

май

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Итоговый показатель по группе
(среднее значение)

Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитатели
Группа
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

Знает о важных и
вредных факторах для
здоровья, о знамении
для здоровья утренней

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности

Умеет
быстро
и
аккуратно одеваться и
раздеваться, соблюдает
порядок в шкафчике.

Умеет
лазать
по
гимнастической стенке,
прыгать в длину с места,
с разбега, в высоту с раз-

Уме
кол
вер
кать

гимнастики, закаливани,
соблюдения режима дня
сент

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Итоговый показатель по группе (среднее
значение)

Выводы:

май

сент

май

сент

май

бега, через скакалку

рот

сент

сент

май

Выводы:

Диагностика педагогического процесса
в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет)
дошкольной образовательной организации
на 20

подгруппа
Воспитатели:
1.
2.

/1

учебный год

подготовительная №

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в
любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного к школе возраста, вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента
детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного
возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем
больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства
образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности
в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры
оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше
использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с
таблицами проста и включает
2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку
(среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на
конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения
общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций
(в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психологопедагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго
позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому
параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7
можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза,
а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние
значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка
возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному
параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят
рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере
поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного
процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет
своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной
организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики
в подготовительной к школе группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто
в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок
длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного
параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные
руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении
достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со
своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены Сокращены в
соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической
оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной
точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 наблюдение;
 проблемная (диагностическая) ситуация;
 беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 индивидуальная;
 подгрупповая;
 групповая.
Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных
образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением
развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными
направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно
оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкладывания). Как ты
думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»
Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на
верхней полке, на нижней полке).
Форма проведения: групповая.
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и
Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям, в том числе
изображенным.
Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и
точное название картины).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик
рассердился? Почему девочка плачет?»
3. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение,

проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое
для себя. Кто что будет делать?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы
определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная
Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки.
Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это
такое и как работает?», предложить самому подумать.
2. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая.
Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы,
антонимы, сложные предложения
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой
головой в необычной одежде / дом для куклы
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что
это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще
использовать?»
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами)
по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы
(бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти
свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии;
может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности Материал:
барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка...“ {любая другая, знакомая детям).

Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое
питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемо-таблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым».

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //

Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01
января 2014 года).
2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего
и дошкольного возраста. — СПб., 2003.
Урушпаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Группа

Воспитатели
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

Внимательно
слушает взрослого,
может действовать
по правилу и
образцу, правильно
оценивает результат

Знает и соблюдает
правила поведения
в общественных
местах, в т. ч. на
транспорте, в
общении со
взрослыми и
сверстниками, в
природе

Может дать
нравственную
оценку своим и
чужим
поступкам /
действиям, в
том числе
изображенным

Может определить
базовые эмоциональные
состояния партнеров по
общению в т. ч. на
иллюстрации.
Эмоционально
откликается га
переживания близких
взрослых, детей,
персонажей сказок и
историй, мультфильмов и
художественных фильмов,
кукольных спектаклей

Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и
творчества, может
обосновать свой
выбор

Договаривается и
принимает роль в
игре со сверстниками, соблюдает
ролевое поведение,
проявляет
инициативу в игре,
обогащает сюжет

Оценивает свои
возможнос ти,
соблюдает правила
и преодолевает
трудности в играх с
правилами, может
объяснить сверстникам правила

Следит за
опрятностью своего
внешнего вида. Не
нуждается в
помощи взрослого в
одевании/
раздевании,
приеме пищи,
выполнении гигиенических
процедур

сентябрь

сентябрь

сентябр
ь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

май

май

май

Итоговый
показатель по
каждому ребен
(среднее значен

сентябрь

ма

№
п/п

2.

1.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

май

Знает свои имя и фамилию, страну
и адрес проживания, имена и
фамилии родителей, их место
работы и род занятий, свое близкое окружение

тоговый показатель по
группе (среднее значение)

Ф.И.О.
ребенка

сентябрь

Проявляет познавательный
интерес в быту и н организованной
деятельности, ищет способы
определении свойств незнакомых

сентя
брь
ма
й

Знает герб, флаг, гимн России,
столицу. Может назвать некоторые
государственные праздники и их
значение в жизни граждан России

май
сентяб
рь
май

Имеет представление о космосе,
планете Земля, умеет наблюдать за
Солнцем и Луной как небесными
объектами, знает о их значении в
жизнедеятельности всего живого на
планете (смена времен года, смена
дня и ночи)

сентяб
рь

Знает и называет зверей, шин,
пресмыкающихся. земноводных,
насекомых

май
сентя
брь
май

Количественный и порядковый
счет в пределах 20, знает состав
числа до 10 из единиц и из двух
меньших (до 5)

сентя
брь
май

Составляет и решает задачи в одно
действие на «+», пользуется
цифрами и арифметическими
знаками

сентя
брь

Знает способы измерения
величины: длины, массы.
Пользуется условной меркой

май
сентябр
ь
май

Называет отрезок, угол, круг, овал,
многоугольник, шар. куб, проводит
их сравнение. Умеет делит ь
фигуры на несколько частей и
составлять целое

сентяб
рь
май

Знает временные отношения: день
— неделя — месяц, минута — час
(но часам), последовательность
времен 1 ода и дней недели

сентя
брь

Итоговый показатель по каждому
ребенку (среднее значение)

Образовательная область «Познавательное развитие»

сентя
брь

Может назвать некоторые
достопримечательности родного
города /поселения

май

Итоговый показатель по группе
(среднее значение)

Воспитатели

Группа

Воспитатели

Образовательная область «Речевое развитие»
Группа

№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Называет некоторые жанры
«детской литературы» имеет
предпочтение в жанрах
воспринимаемых текстов, может
интонационно выразительно
продекламировать небольшой
текст
сентябрь

1.
2.
3.
4.

май

Пересказывает и драматизирует
небольшие литературные
произведения, составляет по плану
и образцу рассказы о предмете, по
сюжетной картине

сентябрь

май

Различает звук, слог, слово,
предложение, определяет
их последовательность

сентябрь

май

При необходимости
обосновать свой выбор
употребляет обобщающие
слова, синонимы, антонимы, сложные
предложения

сентябрь

май

Итоговый показатель по
каждому ребенку
(среднее значение)

сентябрь

май

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Итоговый показатель по группе (среднее
значение)

Образовательная область «Физическое развитие»
Группа

Воспитатели
п/
№
п

ребенка
Ф.И.О.

здорового образа
жизни
Знает о(двигапринципах
тельная активность,
закаливание,
здоровое питание,
правильная осанка)
и старается их
соблюдать
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

май

некоторых видов
спорта,
имеет
Называет
атрибуты
предпочтение в
выборе подвижных
игр с правилами

сентябрь

май

собственной
инициативе,
Выполняет
ОРУ по
согласует движения
рук и ног

сентябрь

май

длину с места, с
разбега,
в высоту
Умеет прыгать
в с
разбега, через
скакалку

сентябрь

май

перестраиваться в
3—4 колонны, в 2—
Умеет
3 круга на ходу, в 2
шеренги после
пересчета,
соблюдаем
интервалы в
передвижении
сентябрь

май

предметы правой и
левой
Умеет руками
метать в
вертикальную и
горизонтальную
цель, в движущуюся
цель, отбивает и
ловит мяч
сентябрь

май

каждому ребенку (средне
значение)
Итоговый
показатель по

сентябрь

май

27.
Итоговый показатель по группе
(среднее значение)

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Группа

Воспитатели
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Знает некоторые виды
искусства, имеет
предпочтение в
выборе вида искусства
для восприятия,
эмоционально
реагирует в процессе
восприятия
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

май

Знает направления
народного творчества,
может использовать
их элементы в
театрализованной
деятельности

сентябрь

май

Создает модели одного
и того же предмета из
разных видов
конструктора и бумаги
(оригами) п рисунку и
словесной инструкции

сентябрь

май

Создает
индивидуальные и
коллективные рисунки и
декоративные
композиции, используя
разные материалы и
способы создания

сентябрь

май

Правильно пользуется
ножницами, может
резать по извилистой
линии, по кругу, может
вырезать цепочку
предметов из
сложенной бумаги

сентябрь

май

Умеет выразительно
и ритмично
двигаться в
соответствии с
характером музыки,
испытывает
эмоциональное
удовольствие
сентябрь

май

Исполняет сольно и в
ансамбле на детских
муз. инструментах
несложные песни и
мелодии; может петь в
сопровождении муз.
инструмента,
индивидуально и
коллективно
сентябрь

май

Итоговый показате
по каждому ребенк
(среднее значение )

сентябрь

ма

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Выводы:

Выводы:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013358840

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».