Проект по обработке овечьей шерсти

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Туяна»

Проект
(по обработке и использованию овечьей шерсти)
“Овечья шерсть это тепло и здоровье”.

Разработчик
Цыбенова Г.М.- воспитатель;

у.Шанага
2020г.

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определил структуру основной общеобразовательной программы
дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части.
Согласно

ФГОС

ДО,

вариативная

часть

формируется

участниками

образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные
направления

деятельности

ДОУ,

специфику

условий,

в

которых

осуществляется образовательный процесс.
Поскольку приобщение дошкольников к народной культуре становится
социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных
документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной
национальной политики» мы разработали и реализовали ряд проектов.
Методическое пособие

«Овечья шерсть это тепло и здоровье»

рекомендуется использовать при обработке и изготовлению из них изделий
с овечьей шерстью.
Как вы думаете, что за столь долгое существование бурятского народа
считалось самым драгоценным для него? Это не ювелирные изделия и не
произведения искусства. В первую очередь, это животные, которых с давних
времен разводили буряты: козы, бараны, лошади, верблюды и коровы.
Всем известно основа хозяйства бурятских народов составляло скотоводство,
и

содержание

пяти

перечисленных

видов

животных

всегда

было

распространенным.
Из шкуры производились шорные изделия, одежда (в том числе дохи,
пиниги, рукавицы), постельные принадлежности. Из шерсти производились
войлок для дома, материалы для одежды в виде фетровых плащей, различных
накидок, головных уборов. Из сухожилий - ниточный материал, который
использовался для изготовления луков.
Из костей изготавливались украшения и игрушки. Для производства
продуктов питания также использовались мясо этих 5-ти домашних
животных с переработкой по безотходной технологии. Из них делали

различные колбасы и деликатесы. Также женщины использовали селезёнку
как клейкий материал для производства и шитья одежды.
Большой перечень продуктов умели получать при переработке молока.
Лошадь использовалась в широкой сфере деятельности при перемещениях на
дальние расстояния, при пастьбе домашних животных, при транспортировке
имущества с телегой и с санями. Верблюды использовались при
транспортировке тяжелых грузов на дальние расстояния.
Проблема
 Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом
уровне, но это стремление нужно повышать, побуждать, развивать. Детям не
понятно значение слова «Традиция».
 Дети плохо понимают значимость экологически чистой одежды, продуктов
и.т.д.?
Цель программы
- выявление и распространение идей, проектов по развитию
этнокультурного образования;
- создание нового поколения учебно- методического комплекса по
этнокультурному образованию;
 Научиться работать с овечьей шерстью
 Изготавливать из шерсти объемные игрушки, узоры, шить одежду для кукол;
 Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых
игр
 Изготавливать пособия для занятий и самостоятельной деятельности
 Развивать творческое воображение, художественный вкус;
 Учить экономно и рационально расходовать материал

Задачи
- сбор и накопление, обобщение и применение на практике материалов ,
посвященных развитию этнокультурного образования;

Работа с шерстью предусматривает

формирование у детей с учетом их

возрастных возможностей конструктивных навыков и умений. Обеспечивая в
процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог
формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и
развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята
обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на
окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми,
способными и талантливыми.
Актуальность программы
 Шерсть овцы очень лёгкая, почти невесомая. Поэтому постоянное
удобство и уют вам обеспечены.
 Одежда из овечьего меха модная и красивая. Она ещё очень рациональна и
имеет повышенную теплоизоляцию и износостойкость.
 Мех и шерсть не раздражают кожу человека, экологически чистая.
Специфика Освоение материала в основном происходит в процессе
практической творческой деятельности детей.
Формы обучения: игра, интегрированные занятия, викторины, фестивали,
конкурсы, экскурсии, выставки, «путешествия» и др.;
Методы обучения: метод игрового моделирования, метод «погружения» в
тему, метод проблемного обучения;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: 5- 6 лет.
Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить
дошкольников в различные виды деятельности по освоению традиционной
культуры родного края:
 Фронтальные занятия;
 Индивидуальные занятия;
 Экскурсии;
 Беседы;

 Самостоятельная деятельность детей в группе и дома;
 Совместная деятельность воспитателя с детьми;
 Совместная деятельность родителей с детьми;
 Выставки, праздники и развлечения.
Формой подведения итогов реализации деятельности является
участие детей и их родителей в праздниках, развлечениях, в выставках
поделок, семейных газет, фотовыставок, а также в поселенческих, районных,
республиканских фестивалях, конкурсах, концертах; интернет – конкурсах.
Методические рекомендации подкреплены примерными конспектами
занятий, бесед, развлечений, музыкальные произведения, произведения
устного народного творчества, игры, что способствует оптимизации
воспитательно – образовательного процесса.
Содержание
Смешанная, подготовительная группа.
1 занятие. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
шерстью - 1 час
2 занятие. Беседа “Из чего делается пряжа?”- 1 час
3 занятие. Практическая работа. Стирка и расчесывание шерсти - 2 часа
4 занятие. Изготовление мягкой игрушки, одеяло для кукол – 5 часов
5 занятие. Раскладывание и валяние шерсти – 2 часа
6 занятие. Получение войлока – 2 часа
7 занятие. Аппликации, дидактические игры – 5 часов
8 занятие. Прядение. Пряжа. Беседа “Моя бабушка прядильщица” – 3 часа
9 занятие. Изготовление поделок – 2 часа
10 занятие. Мастер класс по пошиву национального жилетика.
11 занятие. Выставка изделий из шерсти

Примерный перечень изделий: мягкие игрушки, одеяло для кукол, одежда
для кукол, дидактические игры.

Литература
1. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ, 2001.
2. Бурхинов Д. М., Сабсаева Е. Б. Школа на пути возрождения. Улан-Удэ.
1996.
3. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом. М.: МИРТ,
1992.
4. Герасимов К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура
бурят.
5. Зоригтуев Б. Р. Буряты. Этнографический очерк. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.
6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013358840

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».